Нужен ли дошкольнику компьютер. Какое влияние оказывает компьютер на ребенка
Развитие ребенка

Нужен ли дошкольнику компьютер

Нужен ли дошкольнику компьютер. Какое влияние оказывает компьютер на ребенкаВ наш компьютерный век, когда дети чаще играют с виртуальными игрушками, чем с реальными, возникает естественный вопрос — а правильно ли это? И что лучше, развивать навыки малыша с помощью уже привычных методов — кубиков, конструкторов, или следовать за прогрессом, отдавая предпочтение виртуальным программам? Поговорим о том, нужен ли дошкольнику компьютер.

Строитель самого себя

Чтобы понять, какое влияние оказывает компьютер на ребенка-дошкольника, давайте сначала разберемся, что происходит в развитии малыша в этом возрасте.

Известный педагог, психолог, врач Мария Монтессори еще 100 лет назад называла дошкольника «строителем самого себя». Это было очень важное открытие, которое подтверждается и исследованиями современной психологии. Оно заключается в том, что в нашей психике не может появиться то, чего бы не было вначале в реальной практической деятельности, деятельности руками, манипуляции реальными предметами.

Человек обладает удивительно длинным периодом детства. Он рождается беспомощным как ни одно другое живое существо. И ему еще только предстоит стать представителем своей культуры. Допустим, щенок, даже если он останется без мамы и будет выкармливаться и воспитываться людьми, все равно вырастет собакой: будет бегать на четырех лапах и лаять. А с ребенком все по-другому.

Как он будет передвигаться, как говорить — и будет ли говорить вообще, даже то, как он будет воспринимать окружающий мир, — все это зависит от условий, в которых ребенок вырастет. Есть достаточно примеров реальных Маугли— детей, воспитанных животными. И если они не попадали к людям в достаточно раннем возрасте, то передвигались на четвереньках и так и не осваивали человеческую речь.

Конечно, для ребенка важен пример окружающих — это источник для подражания. Но при этом еще важнее его собственная деятельность в этом окружении.

Формирование навыков

Ребенок рождается с практически полным набором необходимых нервных клеток. Однако за период дошкольного детства размер его головного мозга значительно увеличивается. Это происходит за счет дополнительных клеток, которые обеспечивают функционирование нейронов, и за счет образования большого количества нервных связей. Дело в том, что при рождении нейроны практически изолированы друг от друга, не все из них функционально зрелы и готовы к работе. Задача мозга — в течение первых трех лет установить и укрепить связи между ними.

В это время клетки детского мозга создают по два миллиона новых связей — синапсов — в секунду!
Чтобы связь образовалась и упрочилась, необходима деятельность ребенка, самые разнообразные ощущения, получаемые и от окружающего мира, и от собственных действий.

Как, например, формируется восприятие размеров предметов? Оно складывается из нескольких связанных ощущений: с помощью глаз мозг получает зрительный образ, с помощью ощупывания руками фиксируются вес и объем. И в результате многократных повторений ребенок может глазами увидеть размер предмета и заранее подстроить движение руки в соответствии с ним.

Чтобы у ребенка сформировалось какое-либо понятие в речи, образ предмета (зрительный, слуховой, тактильный) должен соединиться со звучащим словом. Скажем, понятие «лимон» будет вполне полноценным, только если его удастся подержать в руках, ощутить вес, объем, шероховатость, понюхать, попробовать на вкус.
И узнавание изображения лимона на картинке или на мониторе совершенно не тождественно реальному формированию понятия.

Абстракция и реальность

В Монтессори-методе есть такой материал — розовая башня. С ним работают дети в возрасте около трех лет. Это 10 кубов, размер которых меняется от 1 до 10 см. Из них дети строят башню.

Казалось бы, почему бы не сделать это мышкой на экране компьютера? Ведь есть такие варианты перевода рабочих материалов в виртуальную версию. Но, когда ребенок строит башню «вживую», он не только видит глазами размеры.
Он ощущает объем и вес каждого куба, он тщательно выстраивает их, чтобы конструкция была устойчивой. При этом ребенок открывает гармонию получившейся постройки, ее «равновеликость» с разных сторон, точную последовательность изменения размеров в ряду. И он может построить не только этот ряд, но и любую другую гармоничную, логичную (или не очень!) последовательность.

Изображение на экране монитора — это достаточно высокий уровень абстракции по сравнению с действиями с реальными предметами.

Это замечательный инструмент для работы интеллекта. Вот только дошкольный возраст — это время, когда ребенок занят еще только построением того самого интеллекта, а для этого нужны совсем другие орудия!

Похожие статьи

Как приучить ребенка к самостоятельности

admin

Как подготовить ребенка к детскому саду

admin

Фонематический слух у детей

admin

Оставить комментарий