Как подготовить ребенка к школе: критерии готовности ребенка к школе. Интеллектуальная готовность ребенка к школе
Ребенок

Как подготовить ребенка к школе

Как подготовить ребенка к школе: критерии готовности ребенка к школе. Интеллектуальная готовность ребенка к школеВпереди прекрасная пора, три чудесных долгожданных месяца лета. Но для родителей дошколят наступает непростое время, время переживаний и волнений. В череде хлопот, когда нужно так много сделать для будущего первоклассника, родители наверняка задумываются, готов ли их ребенок к школе, справится ли с новыми обязанностями.
Отношение ребенка к школе, его настрой на будущее, по мнению психологов, во многом зависят от родителей. И в этом смысле на них ложится большая ответственность. Как подготовить ребенка к школе правильно?

Критерии готовности ребенка к школе

Психологи традиционно выделяют три основных критерия готовности ребенка к школе. Это, во-первых, интеллектуальная готовность. Она определяется умением ребенка строить логические связи, концентрировать внимание и уровнем развития мелкой моторики и памяти. Во-вторых, эмоциональная готовность. Сюда относится умение управлять своими эмоциями и концентрироваться на задании. И, наконец, социальная готовность, т.е. адекватное поведение ребенка в коллективе и потребность в общении. В общем и целом, ребенку, для того чтобы учиться в школе, достаточно тех знаний, которые он получает в детском саду и от родителей. Это и основы счета, и знание букв, и способность логически мыслить. Но будущий дошкольник должен также уметь ориентироваться в поступающей к нему информации, а не просто заучивать ее.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Помимо определенного багажа знаний, достаточно широкого кругозора, у ребенка должна быть хорошо развита речь, мышление и память. То есть в 6-7 лет ребенку должны быть хорошо известны название города, в котором он живет, фамилия, имена и отчества родителей, адрес, номер домашнего телефона. Ребенок должен разбираться в днях недели, месяцах и знать их названия, различать растения и животных.

Обязательным критерием интеллектуальной готовности ребенка к школе является любознательность, восприимчивость и интерес ко всему новому. Новые впечатления очень важны для ребенка. Когда 5-6-летний малыш играет, рассматривает букашек, ходит по лужам или сочиняет какие-то истории, т.е., по мнению некоторых родителей, проводит время без пользы, на самом деле в эти моменты в его сознании происходит очень серьезная работа.

Например, во время качания на качелях ребенок тренирует вестибулярный аппарат. Катание с горки дает возможность ребенку почувствовать свое тело, преодолеть страх. А во время коллективных игр происходит не только общение со сверстниками, но и наблюдение за их поведением. Все эти занятия являются тем строительным материалом, который нужен ребенку для успешного развития.

[text_box_scf texts=’Одним из основных аспектов развития детей является также уровень развития мелкой моторики, поскольку он непосредственно связан с развитием мышления и речью. Ребенок с развитой мелкой моторикой, как правило, легко рассуждает логически, у него хорошо развито внимание. Замечу, что развивать мелкую моторику детям необходимо с самого раннего возраста.
Делать это можно во время игр, таких, например, как «Сорока-ворона», или занятий типа лепки, собирания паззлов, мозаики и т.д.’]

Сейчас, к сожалению, прослеживается тенденция к перекосу в интеллектуальном развитии детей, когда ребенок, занимаясь во всевозможных развивающих кружках, учится запоминать достаточно большие объемы текста и при этом не умеет завязать шнурки или застегнуть пуговицы на одежде. Между тем, данные навьжи будут необходимы ребенку, когда он придет в школу.
Нужно знать, что долгие, однообразные занятия быстро утомляют ребенка, провоцируют рассеянность и тормозят развитие мышления. Заставляя ребенка подолгу заниматься, родители отнимают у него то время дошкольничества, когда он должен активно познавать мир, учиться существовать в нем, более осознанно воспринимать все то, что его окружает. Именно поэтому не следует подавлять любознательность ребенка, его интерес к чему бы то ни было. В этом состоит залог гармоничного развития.

Не стоит преувеличивать значение развивающих игр. Они, безусловно, нужны, но в той же мере необходимы и сюжетно-ролевые игры, особенно если ребенок не ходит в детский сад и мало общается. Родители могут помочь ребенку: подключиться к игре, подбросить новые сюжетные ходы, а затем дать возможность ребенку самому что-то придумать.
Детям, которые много играют, особенно в ролевые игры, когда они сами придумывают сюжеты игр, как правило, легче дается учеба в школе.

Если ребенок не хочет учиться читать, родители могут облечь обучение в игровую форму. Мальчикам, например, можно предложить поиграть в СТО, при этом написать на карточках вывески с названиями дорог, марок машин и т.п. Для девочек будет интересна игра в школу. С ребенком, который любит лепить, можно вместе слепить буквы из пластилина. При этом родителям не обязательно заставлять ребенка специально для этого играть.
Действуйте ненавязчиво, например, начните сами лепить что-нибудь. Будьте уверены, ребенок сам подойдет и втянется в игру.

Уделяйте для непосредственного общения с ребенком хотя бы полчаса — час в день. Читайте, играйте, гуляйте, просто разговаривайте — лишь бы ваше внимание в это время без раздельно принадлежало ребенку.
Совместные прогулки и игры можно использовать как возможность для проработки логических связей в виде обсуждения каких-либо планов (что сделать сначала — почитать или погулять; куда пойти после игры и т.д.) и договоренностей. Возможно, ребенок поначалу будет нарушать договоренности, но к этому следует отнестись с терпением.

Во время прогулок или походов в гости полезно как можно больше разговаривать с ребенком, обсуждать разные темы, интересоваться его мнением.
Сейчас во многих семьях принято водить детей в развлекательные центры, где им предлагаются всевозможные аттракционы. Однако развлечения в таких объемах лишь перевозбуждают нервную систему ребенка, его внимание рассредоточивается, к тому же внимание мамы и папы не сравнится ни с чем.

Как подготовить ребенка к школе психологически

Основная задача родителей на данном этапе — сформировать у ребенка желание учиться. Важно позаботиться о положительном восприятии того, что связано со школой. Не стоит озвучивать собственный негативный опыт или свои страхи. Также заранее не нужно настраивать ребенка на то, что в школе ему будет тяжело, если он не будет хорошо учиться или не будет слушаться. Запугивание лишь способствует формированию негативного отношения к школе, дополнительному нервному напряжению, зажатости, неуверенности в себе. Ребенку нужна положительная установка на отношение к учебе, будущим одноклассникам и учителям.

[text_box_scf texts=’Не следует делать и такие установки, при которых от ребенка изначально ждут высоких результатов. Например, что он будет великим ученым, потому что ему хорошо дается математика. Ребенок в этом случае может испытывать психологический дискомфорт, обусловленный страхом не смочь соответствовать ожиданиям родителей. Не нужно также пытаться реализовать свою несбывшуюся мечту в жизни ребенка, мотивируя тем, что вам лучше знать, что ему нужно.’]

Как правило, учеба в школе не связана с дальнейшей успешностью в жизни. Однако некоторые родители в погоне за хорошим образованием для своего ребенка записывают его в кружки, секции, водят к репетиторам, иногда просто не оставляя времени для занятий, что называется, по душе. В условиях все возрастающих требований ребенок фактически ни на минуту не может расслабиться. В результате у него пропадает мотивация к учебе, он устает и демонстрирует отказ от школы. Если раньше данное явление наблюдалось в основном в старших классах, то сегодня все чаще ходить в школу отказываются первоклассники.

Полезным будет обсудить с ребенком, как вести себя в различных ситуациях, с которыми он может столкнуться в школе. Например, если он не успел что-то списать с доски, можно позвать учительницу; если что-то не понял, можно поднять руку и спросить. Такое проговаривание ситуаций очень важно, поскольку, очевидные для взрослого, ребенка они могут поставить в тупик, заставить растеряться.

Важно, чтобы к школе были готовы и папа, и мама. Постарайтесь постепенно отпустить ребенка от себя. Он растет, и со временем ему нужно будет предоставлять больше свободы. Поощряйте его самостоятельность. Для этого, например, можно оставить ребенка одного сначала на час, затем на более длительное время, и не звонить ему каждые 5 минут. Если вы будете уверены, что у ребенка все получится, этот настрой передастся и ему. Действуя таким образом, вы сможете выразить свое доверие не только на словах, но и на деле.

Уважайте мнение ребенка. Уступая в мелочах (например, если он не хочет идти с вами в магазин, не настаивайте на обратном), вы не только покажете, что уважаете его интересы, главное, это позволит вам избежать его протеста, когда дело коснется серьезного вопроса, и потребуется его послушание.

Старайтесь, чтобы ребенок обсуждал с вами все, что его волнует. Для этого чаще интересуйтесь не только учебой, но и его знакомыми, событиями, произошедшими за день в школе и т.д.
1 сентября сходите вместе в парк (кино, в гости), чтобы этот день запомнился ребенку и вам ощущением счастья и радостным настроением.

Похожие статьи

В музеи Подольска с детьми

admin

Идем в детский сад. Как легче адаптироваться.

admin

Сумка для мамы на коляску

admin

Оставить комментарий