Вы не знаете, в каком возрасте и как научить ребенка ходить на горшок , чтобы этот процесс проходил естественно и безболезненно? Действуйте с учётом мнения специалистов и индивидуальных особенностей вашего ребёнка!
Мнение врачей и мам по вопросу приучения малыша к горшку не всегда совпадают. Выслушайте доводы обеих сторон и после этого решайте, готов ли ваш кроха к тому, чтобы начать контролировать свои физиологические отправления. А главное — определитесь, какой именно стратегии вам удобнее придерживаться.
Ранний старт
Что делают на горшке? Правильно — сидят! А значит, этот элементарный навык необходим крохе для использования данного предмета. Обычно дети овладевают этой способностью к 6-7 месяцам.
До начала эры одноразовых подгузников мамы умудрялись включиться в этот процесс ещё раньше, начиная с 4-5-месячного возраста. Проснулся сухой?
Горшок на этот случай всегда был под рукой! Высаживали на него ребёнка, стараясь угадать момент — сразу после сна, кормления, перед прогулкой и после неё.
Но не стоит забывать: всё это делалось с чисто практической целью, чтобы уменьшить объём стирки и сэкономить время.
Правда, сам процесс высаживания тоже отнимал достаточно времени и сил, так как кроха в этом возрасте вряд ли понимает, чего от него хотят. И, что немаловажно, ещё не способен контролировать свои естественные отправления.
Но в итоге к 1,5-2 годам большинство детей овладевало навыками опрятности.
А сейчас в этом возрасте очень многие карапузы только-только начинают знакомиться с горшком.
Никакой трагедии, конечно, в этом нет.
Просто сроки появления данного навыка у современных детишек сдвинулись.
Хотя если у мамы по принципиальным соображениям всё-таки есть такое желание, можно поработать над выработкой у крохи навыка пользоваться горшком, начиная прямо с полугода, как это делали в прежние времена.
В таком случае главное, о чём надо помнить, — это об обязательном наличии двух условий. От ребёнка, как уже говорилось, требуется умение уверенно сидеть, а от мамы — наличие свободного времени и тесная близость с малышом, умение распознавать моменты, когда у него возникает желание освободить мочевой пузырь и кишечник.
Всему своё время
Специалисты, выступающие противниками раннего приучения к горшку считают, что форсирование событий в этом вопросе невротизирует младенцев и становится в будущем причиной ночных страхов и повышенной тревожности. Такое возможно, особенно если мамы будут действовать слишком настойчиво.
Впрочем, надо иметь в виду, что вероятность невротизации на почве родительских строгостей при выработке навыков опрятности существует и у детишек второго-третьего года жизни.
Те врачи, которые настаивают на более позднем знакомстве ребёнка с горшком, приводят два главных аргумента «за».
Во-первых, маме так проще будет проводить процесс обучения. А во-вторых, только лишь когда малыш подрастает, полностью складываются все необходимые условия для того, чтобы он научился ходить в туалет, как большой.
На втором-третьем году ребёнок уже осознаёт, что у него возникло желание сходить на горшок. Поэтому карапуз или направляется к нему сам, или даёт понять маме, что ему пришла пора сходить в туалет. В таком случае маме не приходится быть всё время начеку, чтобы поймать нужный момент, как это бывает с младенцем.
Важно и то, что, ощутив соответствующий позыв, кроха может чуть-чуть задержать его, чтобы успеть добежать до горшка, потому что у него к этому возрасту появляются навыки управления функцией мочевого пузыря и кишечника.
Да и период между посещениями туалета расширяется. Если полугодовалых малышей требуется высаживать на горшок каждый час (с такой периодичностью у них возникает позыв на мочеиспускание), годовалых – каждые 1,5 часа, то полуторагодовалые карапузы нуждаются в высаживании примерно через 2 часа, а двухлетние — раз в 2,5 часа.
К числу дополнительных признаков готовности относится умение ходить (чтобы ребёнок как минимум мог сам дойти до горшка, когда возникнет необходимость), снимать и надевать штанишки, садиться на горшок и вставать с него без маминой помощи.
Но и это ещё не всё. Неплохо, чтобы к этому времени малыш с вашей помощью выучил названия частей тела. Ещё одно очень важное условие — чтобы ребёнок был в адекватном контакте со взрослыми: реагировал на их слова и умел следовать инструкциям («Посиди немножко, — говорит мама, — я сейчас туалетную бумагу принесу, а теперь встань…»).
Очень помогает в овладении горшком и поведенческая готовность. У детей раннего возраста она проявляется в стремлении к самостоятельности и одновременно — к подражанию. Если в семье есть старший ребёнок, то младший легче освоится с горшком, видя, как им пользуется брат или сестра.
Да и чувство гордости в связи с тем, что он всё сделал правильно, желание доставить маме удовольствие, интерес к чистоте — всё это помогает крохе быстрее освоить столь важный для него навык.
Советы эксперта
Мама малыша, который уже пользуется горшком, всегда должна быть в курсе, как у него обстоят дела с мочеиспусканием.
Это очень важная информация для врача. Обращайте внимание на то, как часто и в каких объёмах ребёнок мочится, есть у него позыв или нет, вздрагивает он при мочеиспускании или, быть может, плачет? Если да, это говорит о цистите. Срочно покажите кроху врачу!
Плохо, когда дети не до конца опорожняют мочевой пузырь: сходят в горшок несколько раз по чуть-чуть, а потом вдруг выдают много мочи. Это ведёт к воспалительным заболеваниям почек и мочевыводящей системы.
И совсем нехорошо, если ребёнок опорожняет мочевой пузырь крайне редко — это симптом развивающихся почечных заболеваний. Заметили такое – поскорее свяжитесь с доктором!
К 4 годам вы должны научить ребёнка контролировать свои физиологические отправления.
Если же этого не происходит, у совершенно здоровых детей без наследственной предрасположенности или врождённой слабости нервной системы может развиться классическое недержание мочи — энурез. Стыдить, увещевать и наказывать малыша бесполезно, а нужно идти к урологу, причём не затягивая! Помните: чем раньше начата терапия энуреза, тем она успешнее.