Установление контакта с ребенком

Ребенок появился на свет всего несколько дней назад.
Огромные глаза смотрят задумчиво: «Куда я попал?» — «Такое впечатление, что он знает что-то, чего не знаем мы», — замечает бабушка.
Как понять это инопланетное существо?

Привычный нам мир для новорожденного — пока неизведанное пространство. Ему предстоит заново познакомиться даже со своим собственным телом, которое пока не очень-то его слушается. Как же нам установить контакт с ребенком? Ведь без эмоциональной связи с раннего детства нельзя говорить о доверительных отношениях в семье в будущем.

Заинтересованный собеседник

В первые месяцы может показаться, что младенец настроен подобно сигнализации: он начинает кричать, как только что-то идет не так, ну а если все отлично—молчит и сопит. Он даже улыбаться пока не умеет.
Конечно, природой так задумано не случайно. Она позаботилась о том, чтобы взрослые не забыли удовлетворить самые основные, базовые потребности малыша: в пище, комфорте, безопасности. В первую очередь выполнение всех этих требований связывается с главной фигурой в жизни крохи — с мамой. Голос мамы доносился до ушей малыша во внутриутробный период. Некоторые дети могут безутешно плакать и немедленно успокаиваются, едва услышав родной голос и почувствовав запах мамочки (и молочка!).

Очень важно много разговаривать с младенцем, поясняя все, что он видит. Реагируйте на все изменения в поведении маленького человека, чтобы он понимал, что общение — это двусторонний процесс.
Большинство мам интуитивно выбирают особенную манеру речи: напевные интонации, многократное повторение отдельных фраз, обращений к крохе.

Можно задавать малышу вопросы и тут же самим на них отвечать: «А что это мы сейчас будем делать? А мы сейчас будем купаться, Алешенька купаться будет».
Малыш успокаивается, постепенно он запоминает последовательность ваших действий и очень скоро начнет улыбаться и гулить вам в ответ.

Фейс-контроль

Обращайте внимание на то, какое выражение принимает ваше лицо. Довольно скоро кроха научится определять, довольна ли мама или расстроена, сердится. Лицо человека — самый любимый объект для разглядывания у маленьких детей.
Кроме этого, очень важны ласковые прикосновения, нежные объятия. Именно они дают стимул для развития головного мозга на самом раннем этапе. Информация о тактильных ощущениях начинает поступать в мозг крохи уже в первом триместре!
Врачи доказали, что тактильная стимуляция запускает иммунную систему организма. Психологи рекомендуют при кормлении ребенка снять с него и с себя лишнюю одежду так, чтобы был контакт кожи с кожей. Доказано, что это помогает наладить грудное вскармливание при изначальном недостатке молока у мамы.

Согласно результатам эксперимента американского врача Сола Шенберга недоношенные младенцы, которых часто ласково поглаживали, гораздо быстрее набирали вес, нежели те малыши, у которых такой стимуляции не было.

Более подробно о недоношенных детях мы писали в статье:
Недоношенные дети: развитие, вес, причины преждевременных родов
Наполеон и Суворов, Байрон и Шиллер, Руссо и Гете, Моцарт и Глинка, Ньютон, Менделеев и Дарвин... Как вы думаете, что объединяет этих людей - кроме того, что их имена известны всему человечеству? Откроем тайну: все эти люди родились раньше срока. Согласно статистике, около 15 миллионов малышей в…
Все знают, что покачивания успокаивают кроху. Он привык к таким движениям еще в лоне матери. Укачивая малыша, избегайте резких движений, встряхиваний.
Некоторые мамы считают, что очень удобно носить ребенка в слинге: и сама больше успеешь, и крохе комфортно, он в тепле, постоянно рядом с мамой.

Свой? Проходи!

Поначалу все звуки, которые издает ребенок, неосознанны. Это крик, когда крошка появился на свет, плач, когда он испытывает дискомфорт, причмокивание.
Постепенно в крике новорожденного появляются разные интонации, и чуткая мама учится определять: вот так малыш плачет, когда лежит в мокрых пеленках, вот так он требует кушать, а жалобные вскрики позволяют предположить, что у него что-то болит.

Мимика маленького может быть довольно живой, но улыбка засыпающего новорожденного или гримасы во сне являются рефлекторными. Чаще всего ребенок начинает осознанно улыбаться маме.

К 2,5-3 месяцам у малыша в норме формируется так называемый комплекс оживления. При общении со взрослым кроха старается смотреть на него, меняется выражение лица.

К 3-4 месяцам, если вы заговорите с ребенком, он будет отвечать вам не только мимикой и звуками, но и всем телом — радостно, интенсивно двигая ручками и ножками. Малыш уже сам может инициировать контакт со взрослым, теперь он умеет не только жаловаться!

К 5-6 месяцам большинство детей определяют, кто свой (близкие члены семьи), а кто — чужой, и при появлении последних могут, испугавшись, заплакать. Если что-то напугало его, малыш стремится к тому, чтобы как можно плотнее прижаться к маме, обнять ее, иногда просто вцепляется в маму. Кроху первого года жизни просто невозможно избаловать, тем более лаской. Зато нарушение доверия к миру и привязанности к самым близким людям могут очень серьезно аукнуться подрастающему ребенку и всей семье в будущем.

Учимся общаться вместе

Можно поиграть в такую игру— она подходит даже для самых маленьких. Кроха лежит или сидит в своей кроватке. Вдруг из-за двери (шторки или бортика кроватки) появляется знакомая малышу игрушка, например мишка. Ее держит в руке папа или мама.

Взрослый говорит: «Смотри, кто к нам пришел! Мишка! (Высоким голосом.) Привет, малыш! (Обычным голосом.) Поздоровайся с мишкой, скажи: «А-а-а! У-у-у!» Дети с удовольствием начинают общаться с любимой игрушкой. А если мишка станет раскачиваться и плясать, вы услышите задорный смех малыша.
Кроху могут поочередно звать с разных сторон две разные игрушки, за которых будут говорить мама и папа. Малышу постарше предложите угадать, кто его позвал, это развивает слуховое восприятие.
Потом игрушки решат поиграть с крохой в прятки:
Где же кукла Маша?
Найдем мы куклу нашу!
Кукла спрячется за бортик кровати, а потом выглянет снова. Эта игра похожа на игру в прятки, когда мама накидывает на голову пеленку (прячется). Она учит совсем маленьких детей тому, что предмет, скрывшись с глаз долой, на самом деле не исчезает. А если в прятки играет кукла, кроха пробует следить за предметом в пространстве, фиксировать взгляд.
В дальнейшем кукла может прятаться в разных местах, и лишь какая-то ее деталь показывается из-за препятствия, чтобы малыш сопоставлял часть и целое. Обычно эта игра очень веселит детей.

Для развития навыков общения хороши народные песенки и потешки:
Ах ты, моя девочка.
Золотая белочка.
Сладкая конфеточка.
Сиреневая веточка!
Чтобы научить ребенка сочувствовать, поиграйте в игру «Кукла заболела». Объясните малышу, что кукла или другая игрушка заболела либо ушиблась. Говорите сочувствующим тоном, изобразите, как она плачет (может быть, малыш сумеет это имитировать), или запричитайте: «Ой-ой-ой». Потом пожалейте куклу, погладьте ее по голове, успокойте, укачайте. Такие игры, хотя они и могут показаться примитивными, дают мощный стимул эмоциональному развитию ребенка.

Хотите получать новые интересные статьи каждую неделю?

Похожие записи:

Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.

Подписаться, не комментируя