Есть ли будущее у семьи

Есть ли будущее у семьи Семья — это основная ячейка общества, именно на ней базируется человеческий социум. Она имеет огромное значение как для формирования каждой отдельной личности, так и для развития человечества в целом. Тем не менее сегодня мы наблюдаем активный процесс обесценивания семейных идеалов. С чем это связано? Как влияет снижение социального статуса семьи на демографическую ситуацию в стране?

Семья действительно становится более хрупкой, чем в прошлом. Экономический и духовный кризисы, которые переживает современное общество, ставят под угрозу главную функцию семьи — репродуктивную.
Это явление имеет свои причины. Прежде всего это изменение в системе ценностей, рост индивидуализма и рационализма.
И параллельно резко возрастает потребность в материальном благосостоянии.

Во всех странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) уровень рождаемости снизился среди молодых женщин и увеличился среди женщин позднего репродуктивного периода.
Общий коэффициент рождаемости в большинстве стран ОЭСР ниже уровня воспроизводства.
И если раньше бездетные женщины подвергались дискриминации, а бездетный брак рассматривался как несостоятельный, то сегодня это становится обычной практикой. Бездетный брак начинает восприниматься не только как возможная форма семьи, но и зачастую как идеальная; пример тому — движение «childfree» («свободные от детей»).

В России предпочтения в отношении деторождения меняются мало, несмотря на существенное снижение рождаемости в последние десятилетия. По данным Росстата, для каждой 5-й россиянки в идеальной семье должно быть трое детей, а для каждой 7-й — четверо и более.

В России почти не изменились традиционные представления о норме поведения «настоящего мужчины» и «настоящей женщины». Быстрые изменения, происходящие в обществе, вторгаются в повседневную практику отношений женщины и мужчины и определяют меру ответственности каждого из них за семью и сохранение отношений.
Однако молодые люди, продолжая декларировать патриархальные стереотипы, часто внутренне не стремятся их реализовать, вследствие чего появились разнообразные формы брака.

Молодые люди готовы к экспериментам в личной жизни. Приобретают популярность «гостевые», «открытые» браки, гражданские союзы. Зачастую психологический комфорт и эмоциональная открытость супругов друг другу оказываются важнее задачи сохранения супружеских отношений и воспитания детей.
Естественное сексуальное влечение в среднем длится 3 года — отсюда и «кризис трех лет», «любовь живет три года». Если же за 3 года не сформировываются прочные отношения на основе эмоциональной, интеллектуальной и духовной близости, влечение и любовь сходят на нет.

Основная функция семьи — репродуктивная. Однако сегодня растет число пар, по тем или иным причинам отказывающихся от рождения ребенка. Какие изменения происходят в репродуктивных и сексуальных установках?
Да, сегодня мы сталкиваемся с проблемой сознательного отказа от рождения детей. Понятие личного счастья начинает обособляться от идеи иметь полноценную семью. Это одна из причин старения населения во многих странах.
Нельзя сказать, что приоритеты населения в вопросах половой жизни и биологического воспроизведения кардинально изменились.

Так или иначе, всегда существовали различные виды сексуальных установок: прокреационная (секс — это размножение), реляционная (секс — это часть отношений), рекреационная (секс — это развлечение). Соответственно, люди с разными установками различаются взглядами на жизнь, отношением к внебрачным связям, абортам, гомосексуальности. Однако нельзя не признать, что уменьшается число людей, прежде всего молодого возраста, придерживающихся прокреационных идей.

Низкая рождаемость — это глобальная проблема общественного здравоохранения. Ведь отсутствие детей у женщины — далеко не всегда ее выбор. Взять хотя бы проблему бесплодия — весьма актуальную.
По последним исследованиям, проведенным Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), процент бесплодных женщин в популяции находится в рамках допустимой нормы.

Тем не менее, бесплодие является 5-м по распространенности серьезным нарушением здоровья.
Медицина активно развивается в направлении репродуктивных технологий. Её главные задачи — преодоление бесплодия, сопровождение осложненной беременности, распространение среди населения информации о грамотном безопасном и гармоничном ведении половой жизни. Ведь здоровье матери и ребёнка начинается не с дородового наблюдения, а гораздо раньше, с качественной охраны репродуктивного здоровья.

Человеку должна быть обеспечена возможность вести безопасную, приносящую удовлетворение сексуальную жизнь, а также право выбора числа детей и времени их рождения. ВОЗ определяет сексуальное здоровье как неотъемлемую часть состояния здоровья, благополучия, качества жизни, как состояние физического, психического и социального благополучия в сексуальности, а не отсутствие заболеваний или дисфункции.

Сексуальному развитию человека уделяется все больше внимания в современном обществе. Какие тенденции наблюдаются в становлении личности как репродуктивной единицы? Что влияет на формирование полового самосознания ребенка?
Сегодня сексуальная жизнь человека действительно пристально изучается исследователями. Половая жизнь — наиболее интимная часть жизни каждого. Это один из самых сложных социально-психологических и личностных феноменов. Изучение этого аспекта человеческой жизни помогает обеспечить сексуальное и репродуктивное здоровье нации.

На становление сексуальности влияет множество факторов: образец семьи, в которой ребенок родился и воспитывается, социальные и культурные условия, в которых развивается человек.
Даже в пределах одной страны наблюдается различие между сексуальным поведением женщин разных возраста, уровня образованности, социального статуса и культуральных особенностей.

Насколько сексуальное воспитание важно для репродуктивного процесса? Какое значение оно имеет для репродуктивного здоровья нации?
Разумеется, сексуальное воспитание крайне важно и нужно в современном обществе. В этом смысле стремление многих современных социологов и психологов к абсолютному равноправию и свободе выбора граничит с абсурдом, например, школа «Эгалия», основанная в Стокгольме. Её отличие от других школ — в отсутствии тендерного различия между мальчиками и девочками. Дети растут в мире, где учителя не делают разницы между мальчиками и девочками, всё вокруг не имеет половых различий, даже окружающие их вещи среднего рода.

Воспитатели гордо заявляют о том, что предоставляют каждому ребенку право выбора, но так ли это? По сути, «Эгалия» препятствует своевременной половой дифференциации. За красивыми словами об «отсутствии тендерных стереотипов» лежит грустный факт того, что дети, попав во взрослую жизнь, окажутся не способны ориентироваться в окружающем мире. У них не будет сформировано представление о гармоничной модели семьи, о нормах тендерных отношений.

И исправить это будет сложно — ведь основы психосексуального развития закладываются в раннем детстве. Таким детям в будущем будет сложно реализоваться как в отношениях с противоположным полом, так и репродуктивно.
Сексуальность – неотъемлемая часть гармоничного становления личности. Она не только обеспечивает биологическую репродукцию, но и является источником спокойствия, уверенности и психологического комфорта для каждого человека. Психосексуальное развитие начинается с первых дней жизни и завершается к 20-25 годам. Ученые условно выделяют несколько этапов становления и динамики сексуальности.

Первый этап — до 5-7 лет.
В этот период ребенок осознает свою принадлежность к полу, учится различать пол окружающих его лиц. В это время особенно важен контакт с матерью — в процессе формирования привязанности к матери закладывается основа адекватных отношений с окружающими.

На втором этапе — с 5 до 12 лет — формируется стереотип поло-ролевого поведения. Ребенок выбирает половую роль, учится общаться со сверстниками, происходит становление характера.
В этот период дети внимательно наблюдают за взрослыми, стремятся им подражать.
Третий этап обычно разделяется на 3 стадии, во время которых последовательно складываются эротическое и сексуальное либидо. На этом этапе — с 12 до 25 лет — формируется психосексуальная ориентация и выбирается объект влечения с его индивидуальными особенностями.

Социальная изоляция на любом из этапов ведет к искажению психического развития, полового поведения и другим нарушениям. Необходимо понимать взаимосвязь сексуальности, репродуктивного потенциала и психологического развития личности. На сегодняшний день проблемы сексуальности являются особенно актуальными и требуют изучения, ведь от здоровья каждого отдельного человека зависит здоровье нации и ее дальнейшее процветание.

Хотите получать новые интересные статьи каждую неделю?

Похожие записи:

Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.

Подписаться, не комментируя